Если читать книгу с мужским персонажем, написанным мужчиной и женщиной, разницу можно увидеть, даже не глядя на имя автора.
Штука это трудноуловимая, и потому ее так сложно сформулировать. Все-таки люди разные, фантазия у всех тоже разная, от жизненного опыта и наблюдательности тоже много зависит.
Проще всего с плохими авторами. Вот здесь замечательный человек сказал замечательную вещь. Если в плохо написанную женщиной книгу на место персонажа-мужчины поставить женщину - не изменится ничего.Удивительно, но с плохими авторами-мужчинами это тоже работает, и очень забавно.
Еще я заметила, что на место плохо прописанного мужчины у женщин-авторов очень хорошо ставить не просто женщину, а не-такую-как-все бунтарку, чуть истеричную, глуповатую (по результатам действий) и при этом подчеркнуто сильную. Ну, или умную (иногда по результатам действий - в кавычках) и с идеальной выдержкой. В любом случае именно у женщин бывает дофига персонажей, которые борются с НЕПОНИМАНИЕМ всего мира. Леди Роулинг - и та оскоромилась с Гарри, которого регулярно бросают все. Исключения, естественно, есть, например Убить некроманта". Честно, я долго была уверена, что это написала озлобленная на весь мир женщина, настолько все симптоматично.
Если же мужчина с не самым богатым кругозором пытается писать роман от лица женщины и не делает из нее пластиковую куклу - выходит очень смешно. Вообще-то такие вещи - целый артефакт, но читала я с пять штук романов из антологии научной фантастики и фентези, где непонятно, зачем, собственно, главным героиням их ЖЕНСКИЕ половые признаки. Это по все статьям Конан-варвар, и ни ее, ни ее соратников это не волнует, хотя мир может быть и не матриархальным. Мечта сабмиссива, однако. Жалко, сейчас не найду этих романов.
Ну а с хорошим авторами все интересней. Чем человек умней, чем больше у него кругозор и наблюдательность - тем легче ему прикидывать на себя разные образы мышления. У каждого есть своя черта, за пределами которой он не сможет вжиться в характер персонажа, например я никогда не смогу описать мир глазами сумасшедшего. Даже пытаться не буду, себе дороже. Именно поэтому никто не напишет книгу от лица гениального социопата Юкки Сарасти. Но написать книгу так, чтобы мир глазами и мужчины, и женщины был органичным, многогранным и продуманным - я считаю, дело чести. Тимоти Зан подарил миру ЗВ Мару Джейд - и Коррана Хорна. И никто меня не поправил, что не Хорна, а Трауна и Каррде... Джорджу Мартину вообще безразлично, от чьего лица описывать мир Вестероса
В заключение можно сказать, что сейчас границы между мужским и женским менталитетом размываются и чем дальше - тем интересней отгадывать, кто стоит за строками текста и отбрасывает тень на повествование.